Алена Ведехина и йога для детей
Детский тренер по йоге Алена Ведехина знает, как найти подход к ребенку и заинтересовать его йогой, стоит ли заниматься, если у малыша нет интереса, и как превратить практику на коврике в познавательную игру.
Как увлечь ребенка йогой? Бывают ли с этим трудности или дети открыты ко всему?
Конечно, самый лучший вариант — показать на собственном примере, что вам это интересно и вы этим увлеченно занимаетесь, и тогда ребенку станет интересно делать то же самое, что и взрослому. По принципу — не нужно воспитывать детей, нужно воспитывать себя. Если взрослый сам не занимается, но хочет, чтобы его ребенок занимался йогой, то здесь есть несколько вариантов. Первый — найти наставника, которому взрослый доверяет и который разговаривает с детьми на понятном детям языке. Второй вариант — приобрести какие-то пособия и вместе с ребенком параллельно начать заниматься, и хотя бы частично выполнять разные асаны, дышать и медитировать.
Трудности бывают, потому что йога — это такой же вид деятельности, как и любой другой. То есть кому-то подойдет это занятие, кому-то интереснее бегать по полю и гонять мяч. Это не плохо и не хорошо, каждому свое. Если ребенку интересен этот вид занятий, то здорово, все получится, если его больше привлекает спорт, это тоже здорово. Наша задача сделать так, чтобы у ребенка было много двигательной активности и он с интересом занимался тем или иным делом.
Вы сами придумываете и разрабатываете йога-игры для детей: игры с карточками-алфавитом и игры на холсте? Как родилась эта идея?
Да, игры мы разрабатываем сами. У нас есть команда из нескольких человек, и эта команда особенно теплая. Мы все из разных точек, не только из России. Каждый выполняет свою функцию. У нас есть прекрасная Инга Шаповалова, которая живет в Одессе — именно она придумывает иллюстрации. Есть Татьяна Остафийчук, которая переводит рисунки в электронный формат. И есть я, которая наполняет это все методической базой, чтобы была не просто красивая картинка, чтобы можно было создавать развивающие задания, упражнения и целые уроки. По этому принципу у нас выстроилась целая цепочка игр. На данный момент их три. И думаю, что в ближайшее время появится кое-что новенькое.
Все началось с карточек, которые называются “Йога-истории”. Это либо 33 карточки (русский алфавит), либо 26 (английский алфавит). И на каждую букву подобрана асана, название которой чаще всего начинается с этой буквы. Например, если это буква К, то на карточке изображена асана Кошка-корова. На карточке с буквой Б нарисована балерина. Вокруг буквы и названия карточки мы придумали какие-то истории, чтобы ребенку было проще запомнить то или иное положение тела. Так как я по своему первому образованию учитель русского языка и литературы, я очень стараюсь сделать так, чтобы дети разговаривали полными предложениями, чтобы речь была связная, и карточки в этом служат большими помощниками, потому что из маленьких историй мы с детьми создаем нечто большое.
Карточки являются первой ступенькой. Вслед за ними появилась игра на холсте. По сути это полноценное занятие по йоге, когда мы начинаем с простой позы (садимся и выпрямляемся) и затем идем через разминку и разные виды упражнений, включая скороговорки, работу с интуицией, эмоциональным интеллектом, на усложнение, заканчивая Шавасаной.
И третья игра — это игра Мемори. Известный формат, но все это через йогу опять же. Мы не останавливаемся просто на запоминании картинок, наша задача — включить ребенка в движение, чтобы дети выполняли те или иные позы, но при этом еще и задействовали память. Все три игры классные, подходят для разного возраста. Даже малыши двухлетние с удовольствием их рассматривают, потому что иллюстрации очень теплые, яркие. Детям постарше это тоже интересно.
Что должен знать учитель детской йоги? Каковы особенности преподавания йоги для детей?
Обширный вопрос. На него отвечает наша Школа учителей детской йоги. Там есть методика, как построить занятия, изучается, какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы сделать занятия интересными и безопасными для ребенка. Помимо обучения есть еще и практика, включающая работу со своим телом, и, конечно, теория. Знаний в одной йоге здесь будет недостаточно. Важна еще и детская психология, знания особенностей развития детей того или иного возраста и другие смежные направления и методики. Например, система Монтессори, когда мы работаем с мелкой моторикой, с ощущениями. Здесь и Акро-йога, и кинезиология, и море других направлений, которые помогают нам делать занятия более аккуратными, продуманными, безопасными и интересными для детей. А еще важно любить детей и хотеть этим заниматься. Если это есть, то все остальное приложится.
Расскажите про ваш проект с Nike.
Проект с Nike Box Мsk и Моторикой — это новая ступенька для всех, потому что это очень важная и полезная информация для тех, кто работает с детьми. Нашей задачей было показать, что каждый человек, каждый ребенок может заниматься спортом, нет никаких исключений. Если ребенок хочется заниматься, мы, взрослые, можем дать ему возможность это делать. Неважно, у тебя обычные ноги и руки или супер-рука с киби-протезом, это все нюансы. Дети — это всегда дети.
Проект объемный, он затрагивает разные направления: у нас есть тренер по скейтборду, тренер по бегу, детская йога, шахматы — и это не предел. Наша задача была показать, что любой тренер может брать в группу детей с особенностями развития. Как показывает практика, между детьми гораздо больше сходства, чем отличий. Все дети могут заниматься на равных. На сайте этого проекта есть форма для заявок, и если есть тренеры из других городов, которые хотели бы научиться вести занятия с разными детьми, и у них есть вопросы или сомнения, они могут оставить заявку — и мы все вместе поможем, направим, подскажем, чтобы все больше детей занимались спортом и были здоровыми и счастливыми.
Помимо тренеров в проекте была задействована огромная команда, которая помогала это все осуществить. Это сама компания Моторика, команда Nike Box Msk, съемочная группа, которая создала фильм. Не было ни одного человека, который делал это без энтузиазма, желания сделать все максимально качественно. Каждый менеджер, каждый помощник горел этой идеей и, наверно, именно поэтому получилась такая классная реализация проекта. И я верю, что мы вдохновим на занятия тренеров, родителей и детей не только в России, но и за ее пределами.
Поделитесь какими-нибудь перлами или инсайтами от детей на йоге. Наверняка они как-то необычно себя ведут, интересно комментируют.
За годы практики таких историй было так много, и до сего момента я не перестаю удивляться мудрости и глубине детей. Даже на самый простой вопрос — что такое йога? — дети дают такие глубокие и необыкновенно точные ответы, что иногда диву даешься, как ребенок смог это сформулировать и дойти до такого ответа? Например, ребенок лет шести ответил, что “йога — это про единение тела и души”, что это приятно, полезно и вдохновляет на свершения. Мудрости в таких словах очень много, как вы понимаете.
Смешных моментов тоже было много, не успеваешь все фиксировать, просто вместе смеемся и идем дальше. Но восторг детей от занятий, их искренние эмоции, когда они бегут тебя обнимать перед уроком, во время или после (бывают такие порывы), или когда они делятся своими мыслями и переживаниями на этот счет — это здорово. Пространство детской йоги — это то место, где ребенок будет услышан, где ребенка примут любым, в любом настроении с любым характером. Если он сам хочет находиться здесь, то ему всегда будут рады. И даже если у него есть какие-то сомнения, грамотный учитель поможет ему эти сомнения преодолеть и поддержит в его выборе, а это очень важно и ценно.